Помнится, читал я как-то о том, что некоторые используют слова, чтобы скрывать свои мысли, да только жизненный опыт говорит мне, что много большее число людей и вовсе употребляет слова вместо мыслей.
Деловой разговор должен подчиняться правилам менее многочисленным и более простым, чем любая другая человеческая деятельность. Вот эти правила:
Имей, что сказать.
Скажи.
Замолчи.
Если коммерсант начнёт говорить ещё до того, как будет знать, что он, собственно, желает сказать, или, напротив, станет разглагольствовать после того, как он уже сказал, что хотел, то это почти наверняка доведет его до судебного иска или работного дома. Причем, от первого до второго — всего один шаг. Я вынужден содержать целый юридический отдел — обходится он совсем недёшево, но зато оберегает меня от судебных тяжб.
Разглагольствовать приятно и уместно, если ты, например, зашёл в гости к девушке или ведёшь с друзьями приятную послеобеденную беседу, которая идёт неспешно, словно экскурсия учеников воскресной школы, когда дети то и дело останавливаются, чтобы нарвать цветов. Но коль уж ты пришёл в контору, то каждое твоё предложение должно представлять собой кратчайшее расстояние между двумя точками. Выбрось введение и послесловие, а речь свою заверши до того, как скажешь "во-вторых". Чтобы убедить грешников, твои проповеди должны быть краткими, ну а священникам долгие проповеди тем более ни к чему. Пусть первыми говорят глупцы, а последними — женщины. Как говорится, в сандвиче мясо посредине. Разумеется, маслом сандвич не испортишь — но только если предназначается он человеку, любящему масло.
Не забывай и о том, что проще делать умный вид, чем сказать что-то действительно умное. Меньше говори — больше слушай. Потому что, когда ты молчишь, ты о себе лишнего не скажешь, зато польстишь собеседнику, который распространяется о своей персоне. Дай мужчине хорошего слушателя, а женщине — в достатке почтовой бумаги, и они расскажут тебе всё, что знают. Станет ли богач попусту чесать языком? Может быть — если у него язык без костей, но даже и тогда его замечания всякий раз будут обидными и язвительными. А вот бедняки любят поговорить — да только кто станет их слушать!?